Главная Новости Расписание походов Фото Видео Публикации Проекты Ссылки О нас
О туризме Рассказы Легенды Отчеты Пресса и ТВ Лекции Официальные документы
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
Забыли пароль?
Контакты

тел.: 8 982 6131334
тел.: 8 904 3859702
e-mail: uraltropa@yandex.ru

Снаряжение от производителя

Крепления лыжные

Дискавери. Снаряжение для активного отдыха
Манарага - все для туризма и активного отдыха
ВЕК - туристическое снаряжение

КАНТ

Палатки 66

Палатки 66

Русская баня (очерк) Версия для печати

Есть такое действо у русского народа - называется баня. Без нее жизнь даже не жизнь, а так - существование. Это уникальная и неповторимая процедура, то есть заменить её невозможно. Но обо всём расскажу по порядку.

Традиция эта уходит корнями ещё в Древнюю Русь. В летописях Х-ХII веков рассказывается о нравах русичей и летописцы упоминают о "мыльнях". Бани тогда назывались "мыльнями", "мовью", "влазнями" и "мовницами". Из летописей мы узнаём, как наши предки устраивали бани: "...Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно маленькое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находился огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорался, камни обрызгивались водой, а дверь и окно закупоривали".

Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. В отличие от них, наша баня гораздо сильнее воздействует на человека. Как вам, например, такая традиция: взрослые мужики в парилке дерутся друг с другом березовыми, дубовыми, еловыми, пихтовыми, можжевеловыми и даже эвкалиптовыми вениками, причём дерутся парами и по очереди: сперва один молотит другого, вкладывая в удары всю свою душу, потом они меняются. Бывает даже так, что у кого-то заканчиваются силы и он зовёт на помощь друзей, и вместе они молотят одного! Хлещут друг друга вениками, как правило, люди хорошо знакомые, и продолжается это до их полного изнеможения. Победителем считается тот, у кого больше всего листьев от веника прилипло к телу!

Кажется, что это не баня, а пытка. Так и думали во все времена иностранцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что всё, пришёл конец, и это последние минуты их жизни. Русская баня поражала воображение иностранцев, они ведь привыкли к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей парной ныряли в прорубь, виделись им богатырями.

А вот уже после всей процедуры иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго.

Я приобщился к этой древней традиции в селе Белоозёрка Оренбургской обл. Было мне тогда 6 лет от роду, когда меня, маленького, щупленького, отец завёл в парную. Помню, было очень страшно, и я с ужасом, весь в слезах выбежал из неё, а отец ещё успел пару раз хлопнуть меня веником:

С тех пор прошло много времени. Нынешним летом, навещая родных в городе Орске, решил там сходить в общественную баню.

Народу, что называется, 'не протолкнуться', но все относятся друг к другу корректно и уважительно. И только хотел я расслабиться и окунуться в этот мир пара, веников, шума воды и гулкого грохота тазиков, как одна мамаша навязала мне своего 5-летнего сынишку, которого в первый раз привела в такую баню и оставила одного, среди незнакомых мужиков. От страха говорил он сипло и только шёпотом, поэтому я не сразу смог услышать его имя - звали его Дима. В его глазах читался такой неподдельный ужас и уже стояли слёзы, готовые вот-вот пролиться, что я сразу вспомнил себя.

Положение еще усугубил случай с тазиком. Он пришёл со своим крохотным зелёным тазиком поставил его на уже занятую лавку в помывочном отделении. Сразу следует сказать, что беда всех общественных бань - нехватка тазиков и мест для помывки. Почему-то количество проданных мест всегда больше, чем мест для мытья наших бренных тел. Так вот, все места уже были заняты, и малыш поставил свой тазик на занятое место, а пока ходил за мочалкой, хозяин этого места, покрутив в руках непонятный игрушечный тазик, убрал его на окно. Потом он долго извинялся, но Диму было уже не остановить. Он плакал горькими слезами, громко всхлипывая, и даже когда я нашёл его тазик и поставил рядом со своим, слёзы прекратились не сразу. В общем, мне стоило больших трудов уговорить его зайти в парилку, где он сел на самый краешек лавки у выхода и, улучив момент, сразу же выбежал оттуда. Напугало его очень громкое шипение пара.

В общественных банях пар в парилку подаётся из котельной. С одной стороны, это удобно - захотел прибавить пару - приоткрыл вентиль, с другой стороны, громкое шипение действует на слух не самым приятным образом. Хотя я за 10 лет походов в общественные бани к шуму пара привык, этот шум воспринимается как неотъемлемая часть банного ритуала и даже помогает мне, он заглушает праздные разговоры незнакомых людей, как бы отделяя меня от них.

Воспитательная беседа о пользе парилки для здоровья Диму не вдохновила, он попросту её не понял. Убедили его самые простые доводы:

- все, кто пришёл в баню, обязательно идут в парилку, да что там говорить, в баню приходят ради парилки;

- люди из парной выходят довольные и счастливые, и потом опять с радостью идут туда;

- даже маленькие мальчишки примерно твоего возраста ходят с папами в парилку и им не страшно - это для него был самый веский аргумент: 'Хоть у тебя и нет папы, но я ведь с тобой, и если что-то случится, я тебя спасу', - уверенно сказал я ему.

Эти доводы поколебали его страх, и когда он просидел в парилке пять минут и с ним ничего страшного не произошло, он повеселел и потом уже сам звал меня туда.

Научил я его ещё после парилки вставать под прохладный душ, сам же я встаю под ледяной, а если есть возможность, ныряю в холодный бассейн.

По этому поводу был у нас с друзьями случай: 30 декабря парились мы в сауне на берегу озера Шарташ. И решили после парилки искупаться в проруби. День этот, точнее вечер, был морозным - -27ºС с метелью. До проруби было метров 150, и мы решились. Пока добежали, промёрзли насквозь, и в ледяной воде, вот удивительно-то, мне показалась реально теплее, чем на морозном ветру!

В общем, после первого похода в баню у Димы было такое же состояние, как и у меня, то есть полное счастье и блаженство.

В нашей семье зачинатель банной традиции - мой отец, его, в свою очередь, приучил к русской бане ещё дед. Отец ходит в баню каждое воскресенье и пропускает только в исключительных случаях. Готовиться он начинает уже с вечера: заваривает шиповник, сахар почему-то туда не кладет, поэтому берет с собой шоколадку, собирает вещи, выбирает ароматные, шуршащие сухими листьями веники. Кстати, про веники стоит сказать особо.

Ещё задолго до самой бани веники тщательно и с любовью готовят: собирают их в начале июля, обязательно в хорошем месте и только с крепких и здоровых деревьев. Затем веточка к веточке вяжут, сушат и складывают на хранение.

В общем, относятся к ним очень трепетно: как рыбаки выбирают себе снасти, так же и банщики выбирают веники.

Как-то мои родители отдыхали летом в Абхазии. Когда они приехали домой, то отец привез не фрукты и сувениры и даже не вино, он привёз целую сумку эвкалиптовых веток, которые сам нарвал в горах! Из них получились жёсткие и громко шуршащие веники. Бани того года запомнились мне надолго: терпкий эвкалиптовый запах сразу наполнял парную, и все, кто, находился в ней в это время, начинали усиленно дышать носом, видимо, вспоминая ингаляционные процедуры. Веников из эвкалипта нам хватило на всю зиму, и даже ещё немного осталось. Последний веник я положил на полку в коридоре и долго не выбрасывал: проходя мимо, нет-нет да и возьму его в руки, вдохну целебный запах.

Стоит отметить и ещё одну важную деталь, связанную с подготовкой веников. Непосредственно в бане, перед первым заходом в парилку, веники запаривают в кипятке, то есть кладут сухой веник в тазик, заливают кипятком и оставляют на 5-10 минут. Делают это для того, чтобы сухой и жёсткий веник стал мягким и шелковистым, а листья не ломались бы и не облетали, а сидели крепко и долго. Я видел, как запаривают веники тем, что кладут их на горячие камни в парилке (в общественных банях, в отличие от саун и деревенских бань, камни в парилке влажные и листья не подгорают), но сам я предпочитаю распаривать веник в кипятке.

Семь лет мы ходим в одну и ту же баню, за это время я вырос, возмужал, доход мой увеличился и, казалось бы, я могу позволить себе дорогую сауну, ан нет, ходим мы всё так же в одну и ту же общественную баню, так привыкли, что только там нам по-настоящему хорошо и комфортно. А когда пропустишь раз, то уже чувствуется - не хватает чего-то. Те из нас, кто баню распробовал, уже от неё не откажутся.

Я много раз задавал себе вопрос: отчего такая любовь у нас к русской бане, можно ведь помыться и в ванной. Мой отец выразился о крепости банной традиции достаточно просто: 'Это у нас в крови', - сказал он.

Так вот, общественная баня, в которую мы ходим, каждое воскресенье, находится в городе Екатеринбурге на улице Первомайской. Построена она была в 1951 году, тогда ни меня, ни моего отца еще на свете не было, а моему деду было чуть больше двадцати:

Здание это уникально, его фасад украшают три мощных колонны, уверяю, что если Вы зададитесь целью найти здание с тремя полноценными колоннами, то сомнения в уникальности нашей общественной бани у Вас исчезнут.

Такая замечательная баня - единственная в нашем районе, поэтому ее популярность у населения запредельная. Это накладывает свой отпечаток на ее посещении. Баня работает с 9 утра, но очередь в кассу нужно занимать не позже 8.30, иначе в первую партию Вам не попасть, если такое несчастье произойдет, придется ждать 1,5 часа - время разовой помывки счастливцев из первой партии. Как-то, под Новый 2005 Год, 31-го числа, в субботу (естественно, воскресенье было у бани выходным) пришли постоянные субботние и воскресные ее любители. Проблема состояла в том, что одновременно общее отделение могло принять только 34 человека, а желающих было в несколько раз больше. Право первого захода, конечно, было за субботними завсегдатаями, воскресным, естественно, то, что останется, а нам, простым смертным, попасть в баню уже и не мечталось. Все это происходило от того, что субботние и воскресные любители хорошо организованны, они давно дружат между собой и у них назначен человек, который приходит к зданию бани в 6 утра, чтобы первым занять очередь, а когда баня открывается, покупает билеты сразу на всю группу. Но в тот раз нам повезло, мы с отцом пошли к заведующей и она нам предложила здесь же, в бане, отдельную сауну на пять человек, мы не растерялись, нашли еще троих, таких же неприкаянных, как и мы. Все вместе мы скинулись и потом парились до состояния абсолютного счастья! Пусть это удовольствие стоило в 25 раз дороже, чем обычно, но что такое эти деньги в сравнении с нашей мечтой?!

Мы стараемся попасть в первую группу не только из-за очередей. Дело в том, что с утра парилка еще сухая и прогретая, в ней легко и приятно париться. С утра в воскресенье в бане один и тот же состав любителей пара. Они дружны между собой, у них схожее с нашим отношение к русской бане. Это люди здоровые в первую очередь духом, поэтому вместе с ними париться очень весело и комфортно.

В бане важен первый заход в парилку (так и говорят - не посещение, а заход). В первый раз необходимо просто посидеть, погреться (без охлёстывания себя веником), просто почувствовать, какой сегодня пар (сырой или сухой, мягкий или жесткий - настоящие парильщики хорошо чувствуют это, хотя такие ощущения очень субъективны). Телу необходимо спокойно привыкнуть к жару. Всего заходов, как правило, бывает от трёх до семи. Если меньше, эффекта от бани почти не будет, больше - серьезная нагрузка на организм. У меня количество заходов в парную каждый раз разное, в зависимости от настроения и самочувствия, я слушаю свой организм и точно знаю, сколько мне сегодня нужно. Отец же мой зайдет, попарится, выйдет, обольется ледяной водой и идет опять в парилку - это все у него считается за один раз, пока он так ходит, я все время сижу в парилке, но у него свой метод (в чем его суть, я, признаться, не понимаю).

В молодости, занимаясь лыжными гонками, мы командой раз в неделю обязательно посещали баню. Был у нас спортивный врач, он нам очень доходчиво объяснил действие русской бани на организм. О влиянии кожных раздражений на деятельность внутренних органов и тканей врачам известно давно. Оказывается, в парилке при высокой температуре чувствительность клеток кожи к раздражениям снижается, поэтому с помощью веника воздействие на кожу и нервные окончания многократно увеличивают (по эффективности это сильнее многих видов массажа), происходит сильное потоотделение, поры расширяются, организм начинает освобождаться от всего лишнего, накопленного за неделю (а у кого-то за всю жизнь). Клетки мышц и всей нервной системы расслабляются, снимаются спазмы, усиливается кровообращение и питание тканей. А когда сразу после парилки обливаешься холодной водой, из-за резкого перепада температуры поры сужаются и кровь обильно приливает к поверхности тела - это восстанавливает нервные окончания в коже и, соответственно, всю нервную систему, происходит сброс накопленной психологической усталости, нервно-эмоционального напряжения, негативной энергии, все вместе это омолаживает и укрепляет организм. Правда, для сердечно-сосудистой системы это серьезная нагрузка, поэтому банные процедуры противопоказаны при некоторых заболеваниях (перечень можно узнать у любого врача).

Среди парильщиков существует извечный спор, такой же древний и неразрешимый, как вопрос: 'Что было раньше курица, или яйцо?' Вопрос 'как подавать пар?' многим из нас не дает покоя. Открыть вентиль паропровода до отказа, подождать, пока парная наполнится свистящим обжигающим паром, потом закрыть, а когда парная начнет остывать (происходит это за 2-3 минуты), снова открыть? Или приоткрыть вентиль и оставить в таком положении, чтобы температура была постоянной? Может быть, для Вас это совсем не важно, но я был свидетелем очень свирепых споров по этому поводу. Аргументы обеих сторон примитивны до ужаса. Например:

- если пар идет постоянно, но с небольшим расходом, то он начинает конденсироваться в трубе и становится сырым;

Другая сторона утверждает, что:

- если вентиль закрыть, пар в трубе начинает остывать и осаждаться, а потом при резкой подаче в парилку давление его понижается и происходит дополнительное снижение температуры, вот тогда пар точно становится холодным и сырым!

У меня на этот счет есть свое мнение, но когда я спросил одного уважаемого в бане человека, как он предпочитает подавать пар: 'Открывай, как считаешь нужным, или как тебе больше нравится', - ответил он. Чтобы перевести этот спор из философской плоскости, где он сейчас находится, в научно-практическую, необходимо привлечь к изучению вопроса высококлассных специалистов и провести серьезные независимые исследования, а выводы прикрепить в парилке рядом с вентилем!

Вот я сижу в парилке, и жарко так, что пора выходить, а тут заходит тщедушный, сухонький старичок и заявляет: 'Чего у вас тут так холодно, как на улице?!' (дело было в февральские морозы) - и открывает вентиль на 'всю катушку' (делает он это для того, чтобы в парилке стало посвободнее), я продолжаю сидеть, и мне кажется, на теле будут ожоги, пот льёт в три ручья, а тебя ещё веничком, веничком - незабываемые ощущения. А потом выбегаешь и сразу под холодный душ, сперва страшно - вода ледяная, но пересиливаешь себя, и оказывается, что вода совсем не холодная, она скорее обжигает разгорячённое тело, от которого валит пар. Отдыхаешь на скамеечке после парилки, пьёшь крепкий чай с шоколадкой, в пол-уха слушаешь разговоры завсегдатаев, и так хорошо и спокойно в душе, что и желать больше нечего. Потом отдохнёшь, остынешь и опять в парилку. Когда туда только входишь, тепло так и окутывает тебя со всех сторон, все клеточки расслабляются, открываются этому теплу, наступает такое блаженство, что поток мыслей сам собой останавливается, и ты просто сидишь, глупо улыбаясь, так тебе хорошо. В это время я прижимаю распаренный веник к лицу и вдыхаю острый горьковатый запах берёзовых листьев - тогда перед глазами встаёт солнечный летний день, бескрайние поля трав, стрёкот кузнечиков и высокое, прозрачно-синее небо. А открою глаза, уберу веник от лица - и я опять в парилке. А ещё можно подумать о том, что за этими, в сущности, тонкими стенками стоит крепкий мороз и дует ледяной северный ветер, вот тогда начинаешь ощущать всю прелесть банного жара. И паришься до такой степени, что уже хочется выбежать на улицу в этот зимний мороз, тогда, значит, ты дошёл до кондиции, значит, пора выходить.

После бани сознание чистое, как будто смыл с себя всю усталость, всё нервное напряжение, все горести и печали, накопившиеся за неделю, как заново родился. Ощущение такое, что твоя жизнь начинается с чистого листа, и столько в тебе сил, и разрастается в груди радостное желание жить! Каждый раз, когда я выхожу из бани (а это значит, каждую неделю), я чувствую, что передо мною тысячи дорог, тысячи путей и все они открыты - можно идти любым, и, мало того, я знаю, что все они ведут к счастью! Вот тогда я ощущаю свою великую внутреннюю свободу. Ради одного только того, чтобы испытать это ощущение, я и хожу каждую неделю туда.

Есть ещё одна разновидность русской бани - это походная баня. Это самая экстремальная баня, в которой я побывал, но и самая, на мой взгляд, полезная!

Устраивают её, как правило, туристы-походники или люди, которым по роду деятельности приходится долгое время находиться вне цивилизации.

Мы с друзьями из турклуба 'Уральские тропы' периодически устраиваем такую баню. Как-то я описал один день походной бани, и, самое главное, описал свое состояние (сейчас нашел свои записи, перечитал их и решил ничего не менять).

'Я проснулся в 6.00 утра с ощущением большой и спокойной радости. За окнами утренние сумерки, по-осеннему холодно, город ещё спит (сегодня воскресенье). Так здорово слушать тишину, когда ты проснулся самый первый, смотреть в черное небо на яркие точки звезд, неторопливо заварить на кухне душистый чай и держать горячую кружку в ладонях, наслаждаясь ароматом. Потом собраться и ехать по ещё ночному городу, по пустым освещённым трассам, слушать сильную свежую музыку, которая вдохновляет и заряжает.

И вот уже меня встречает осенний лес, сырой и прозрачный, так спокойно и тихо, как будто всё вокруг замерло и прислушивается, я даже догадываюсь к чему - к мягким и осторожным шагам осени. Серое спокойное озеро, вода в нём свежая и чистая, а если зачерпнуть её в ладони, она обжигает холодом, озеро дремлет и готовится к зиме.

Сегодня я здесь самый первый, поэтому начинаю собирать баню: это большая пирамида из гранитных камней с топкой. Камни укладываются в определённом порядке плотно друг к другу, чтобы во время их прогрева огонь не вырывался через щели между ними. Потом я развожу костер внутри пирамиды. Для прогрева стольких камней нужно много дров - примерно три 70-летних сосны (сухих, конечно), огонь горит 5-6 часов, за это время камни становятся красными от жара и подойти к ним можно не ближе, чем на вытянутую руку.

Одному мне столько дров не собрать. Поэтому я жду друзей. Вот они идут, весело переговариваясь, и я пытаюсь угадать, кто придет первый. Мы вместе дружно валим сухары (сухостой), пилим их на чурки, колем и подбрасываем в топку. В котелке завариваем чай, варим макароны с тушёнкой, одним словом - жизнь кипит. Тишина озера разбивается нашим дружным смехом, стуком топоров и звоном пил. И вот уже рядом с пирамидой камней возвышается пирамида дров. Дрова сосновые - смолянистые, они трещат и стреляют в топке.

Когда камни почти готовы, начинается дождик, сейчас он тихий почти незаметный, но постепенно он набирает силу и становится понятно, что это надолго, может быть, даже на всю осень. Я радуюсь этому дождю, может быть, это странно, но я мечтал о нём, когда в +40ºС мы на велосипедах ехали по трассе Москва - Калуга в Италию, у нас кончилась вода и очень хотелось пить, а солнце, белое и безжалостное, обжигало нас, и мне казалось, что встречный ветер несёт жар пустынь, такой он был горячий. Тогда я мечтал только об одном: оказаться дома под мягким осенним дождём, среди облетающих листьев и мокрых деревьев ...

Но вот всё готово: огонь в топке потушен, угли мы выгребли и теперь вместе натягиваем над пирамидой тент. Он огромный, 6*4 метра, с тамбуром. От жара камней он трепещет, как живой, и надувается горячим воздухом, сверху по нему барабанит дождь и тут же испаряется.

Начинается сама баня. Мы замачиваем берёзовые веники в озёрной воде, вскипячённой на костре, и паримся, потом с разбегу прыгаем в озеро, отдыхаем у костра и опять в парилку. В это время у меня всегда возникает ощущение невесомости и счастья : как будто тело легкое и свободное настолько, что я могу взлететь, и когда я закрываю глаза, я чувствую, что лечу, и даже открыв их, я воспринимаю мир по-другому, мир для меня становится понятным, каким-то лёгким и прозрачным.

Потом мы пьём чай у костра, но дождик торопит домой, и мы уезжаем. Я прощаюсь с лесом и озером, я знаю, что в следующий раз я увижу его уже зимой, когда здесь будет снег, и чтобы искупаться в озере, придется делать прорубь:

Я еду в город вместе с Татьяной, на её машине (на моей уехал брат). В лобовое стекло врезаются капли холодного дождя, встречные машины окутывают нас облаками водяной пыли. Таня ведёт аккуратно и уверенно, поэтому мне как пассажиру очень уютно и комфортно. Мы говорим о разных разностях: о жизни, о знакомых, о работе, об отдыхе, да обо всём на свете. Всё это время ощущения гармонии и счастья только усиливаются во мне. За разговорами дорога проходит незаметно, даже несмотря на обязательные километровые пробки на въезде в город, и вот уже мой дом, пора прощаться. Кажется, что мне должно стать грустно - ведь закончился один из удивительных и счастливых дней моей жизни. Но сейчас я уверен: жизнь только начинается. Будут новые дни и новые встречи, новые события и впечатления, будет столько всего, что сердце на миг замирает от счастья, будет ещё целая жизнь, моя жизнь!'

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии.
Пожалуйста зайдите на сайт под своим именем или зарегистрируйтесь.

Powered by AkoComment 2.0!

< Пред.   След. >


Главная Новости Расписание походов Фото Видео Публикации Проекты Ссылки О нас